главная команды результаты архив фото обратная связь о нас

  

ЮРИЙ ГРИГОРИШИН: СУДЬЯ ДОЛЖЕН БЫТЬ НЕВИДИМЫМ

В спорте годы пролетают словно смерч, отбрасывая и унося осколки памяти. Ветераны не любят считать прожитые годы, старые фотографии говорят о том, что когда-то и они были рысаками. Поколения накрываются другими поколениями и приходится осознавать свое место в современном мире. Впрочем, не всегда юные продолжатели превосходят своих предшественников. Пути, пройденному в спорте Юрием Тимофеевичем Григоришиным, можно позавидовать. Ему исполнилось 70 лет и мне хочется сказать - всего 70 лет, потому что ни он, не мы, его друзья и коллеги, не ощущаем этого возраста. И все же 70 лет – это прекрасный повод повспоминать о прожитых годах.

- Вы начинали с футбола или хоккея?

- Сначала был футбол. Раньше летом играли в футбол, а зимой в хоккей. В 1958 мне было 22 года, и я впервые взял в руки свисток. Потом пошли судейские семинары, поездки по стране и так меня засосала судейская пучина. Живя в Улан-Удэ, частенько приезжал судьей в Ангарск. В мое время, кстати, федерация футбола и хоккея жили бок о бок. Но в 1966 году, когда меня пригласили начальником хоккейной команды «Ермак», передо мной встал выбор – футбол или хоккей. На деле получилось проще, я служил хоккею и успевал судить футбол.

- Вы даже высшую лигу судили?

- Вообще, за карьеру я отсудил более 350 матчей в качестве основного и бокового рефери. В Москве обслуживал дубль ЦСКА и донецкого «Шахтера», в Ленинграде судил «Зенит» и «Кайрат», в Алма-Ате – «Кайрат» с тбилисским «Локомотивом», в Ташкенте  - «Пахтакор» со «Спартаком» и «Динамо» (Минск). В 1967 году получил звание судьи всесоюзной категории, в течение двух лет входил в «десятку» лучших судей РСФСР. Видел всех знаменитых футбольных звезд СССР.

- Нет в мире судьи без скандала…

- Много лет спустя после того, как я уехал из Улан-Удэ, мне пришлось судить матч в родном городе. Перед матчем пришел корреспондент-бурят и спросил про составы, про судей. Все записал и матч с Ашхабадом начался. Судья-комментатор объявил составы и когда произнес фамилии судей, добавил к моей: «Всем известный уроженец Улан-Удэ, наш земляк Юрий Григоришин». Представляете реакцию футболистов Ашхабада! Они каждый мой свисток принимали в штыки. В перерыве мне даже пришлось пригласить в раздевалку тренера Ашхабада. Кое-как я довел этот матч до конца.

Через некоторое время я снова приехал в Улан-Удэ и снова перед игрой в раздевалку заходит бурят с вопросами о составах и судьях. Я поднял голову и сказал ему: «А матч судит всем известный уроженец Улан-Удэ, наш земляк Григоришин». Бурята как рукой смыло из раздевалки…

- Доводилось со стадиона уходить под стражей?

- Всякое бывало, хотя красных карточек и 11-метровых я давал чрезвычайно мало. Однажды в 1965 году Джамбуле я судил матч местной команды с омским «Иртышом». Для выхода в финальную пульку Джамбулу достаточно было ничьей. Омск всей командой встал около своих ворот. Незадолго до конца встречи единственный нападающий Омска Белень получил мяч в центре поля и, видя, что его никто не преследует, забил ненужный «Иртышу» победный гол. Весь болельщицкий гнев обрушился на судью, хотя моей вины в голе не было. Два милиционера провели меня сквозь толпу. Потом в федерации в Москве шутили: «Ты больше над Джамбулом не летай – сшибут!»

- Начальником команды легче быть?

- Я работал в удовольствие. В.Новокшенов зазвал меня в Ангарск, и душа моя прикипела к городу, к команде, к хоккею. Были трудные времена, но счастливые. При Новокшенове работалось легко и непринужденно.

- Вы же были участником чемпионата мира по хоккею, а за чемпионатом в Германии следили?

- В 1994-95 г довелось дважды побывать на финальных играх чемпионатов мира в Швеции и Австрии, правда в качестве болельщика. Конечно, болел и переживал за сборные и судей в Германии. Наш Валентин Иванов немного напартачил с удалениями и красными карточками. Судья должен быть невидимым, тогда он справился со своей задачей.

Леонид Мухин
Фото Виктора Малеванного

 

© "ВС-ДВ Хоккей" 2006 Виктор Малеванный, Леонид Мухин

Hosted by uCoz